ПОЕЗДКИ ПО РОССИИ

Кострома - Мурманск - Хибины - Карелия. Отчет о поездках и путешествиях по России. 2003 год, 27 июля - 12 августа.

 

Часть 1. Кострома

Вечером 27 июля, через несколько дней после того, как мне неожиданно обломился отпуск, я отправился к трем вокзалам, взял билет до Мурманска на 31 июля (поезд уходит в 0.28) и до Костромы на сегодня. Захотел успеть на прямой десятичасовой поезд, пришлось за час съездить домой и вернуться. Как оказалось 28 июля, решение ехать прямым поездом было ошибочным, потому что поспать так и не удалось. Лучше было брать билет на проходящий, отправился бы где-нибудь в 12-13, а в 8 утра был бы на месте. Сделал небольшой круг, сходил на автовокзал, переписал расписание автобусов. Потом поехал в центр, оттуда спустился на речной вокзал к причалам. Была возможность в 8.30 уплыть на Плес на весь день, но не хотелось уезжать из Костромы, уж очень город интересный. Поднялся вверх по «Молочной горе», прошелся по улицам, слегка удивился троллейбусам на фоне деревянных домов. Купил на местном рынке дыню и съел ее в парке, порезав предварительно избиркомовским удостоверением. Очень хотелось спать, но подходящего места не нашел. Залез на иву, которая росла на берегу Волги вблизи водонапорной станции, привязал себя рубашкой к веткам, чтобы не свалиться с дерева, и в таком состоянии побыл минут сорок. Затем покатался на теплоходе вверх по течению до Борщино, искупался около причала и опять пошел вверх в город. На центральной «Площади Сусанина» (в просторечии – «Сковородка») - мэрия, районный суд, прокуратура, областная дума, какой-то институт с книжным магазином, городской рынок и несколько кафе. Опять походил по городу, зашел в художественный музей, затем в какую-то забегаловку – цены приятно удивили. По карте города нашел здание областной администрации. Темное здание (а не «Белый дом», как в других городах) стояло на склоне рядом с технологическим университетом. До последнего Ивановского автобуса оставалось минут 20, я спустился на городской пляж и решил никуда отсюда не уходить. Искупался, отдохнул, побродил по вечернему городу, поднялся на мост. Пришел ближе к одиннадцати на вокзал, на ближайшие часы никаких поездов, кроме Московского, нет. Заверщить поездку или все-таки попытаться пробраться к Нижнему Новгороду? Взял билет до Ярославля, сначала вагон был пустой, но на Нерехте зашло много народу. 29 июля, в 1.30 ночи, был в Ярославле на Московском вокзале. До Нижнего ничего нет, взял билет на трехчасовой поезд до Иваново, в восьмом часу прибыл. Был в городе всего два часа, он не произвел на меня такого впечатления, как Кострома (да простят меня Ивановцы), да и спать хотелось ужасно. Ни автобусов, ни электричек до Нижнего в ближайшее время нет. Поехал на автобусе до Шуи, все равно в том направлении. Там посидел часок на станции (давно не видел деревянного вокзала), и поехал на Ковров, в поезде удалось немного поспать. В Коврове был где-то в первом часу, ни на Москву ни на Нижний в ближайшие часы поездов нет. Погулял немного по городу и решил ехать в Москву «на собаках». Поезд на Владимир задержался, в один момент по непонятным причинам всех прогнали со станции. Доехал до Сергейцево, решил сойти и немного отдохнуть в сосновом лесу, но нарвался на действующий танковый полигон с полосой препятствий и блиндажами, и солдат там было много. В седьмом часу сел на очередную электричку до Владимира, оттуда на Петушки и на Москву. В общем, Кострома – классный город, и «программа выходного дня» получилась неплохая. Вот только передвигаться перпендикулярно дорогам на Москву сложновато, но возможно, если распологать временем или знать расписание.

Часть 2. Мурманск

30 июля полдня запасался снаряжением для похода, купил новое издание «Вольной Энциклопедии», резиновые сапоги, котелок и комариные сетки. Часа за два до отправления поезда начал собираться в поход, покидал кое-какие вещи в рюкзак и ближе к двенадцати отправился на вокзал. 31 июля, в 0.28, поезд отправился на Мурманск, я прибежал минут за десять до отправления. В поезде ехала группа детей-туристов. В Медвежьегорске долго стояли, меняли тепловоз на электровоз, там на участке от Лодейного Поля разрыв линии электрификации. Связь то есть то нет, звонили с работы, там возникли небольшие проблемы. Вечером видел из окна что-то похожее на полярное сияние - где-то вдали замелькали огоньки, похожие на огни большого города, и исчезли. 1 августа, часов в одиннадцать, прибыл в Мурманск. Тепло, плюс 24 градуса. Нужен был Интернет, долго не мог найти, нашел на почте в самом центре города, очень дорогой (60 рублей в час), просадил там кучу денег. Потом пообедал в какой-то забегаловке, побродил по Мурманску, поднялся на холм к памятнику защитникам Заполярья, затем – на наклонный монумент. Мурманск расположен на сильно холмистой местности, и в ложбинах образовались пруды. В прудах было много купающихся, а на склоне гор – загорающих. Долго бродил по городу, и часов в одиннадцать вечера спохватился, что нужно искать место для ночлега. Посидел в баре гостиницы «Арктика». На улице светло, народу на улице много, и настроение у людей соответствующее, правда, сообщение о взрыве в Моздоке его подпортило. 2 августа - полночи пытался найти место для ночлега. Гостиницы туристического плана уже закрылись, а в буржуйсих типа «Полярной» номер, собака, дорогой. Пошел опять на гору, вот только обидно, что спальник остался в камере хранения. С утра ходил к океанариуму, но попасть туда не получилось. Взял на трехчасовой автобус билеты на Кировск, еле успел вытащить свой рюкзак из камеры хранения. На автобусе ехали часа четыре по Мурманской трассе, проезжали Мончегорск, Апатиты и другие города, в некоторых из них чувствуется экологическая катастрофа, погибшие леса на десятки километров.

Часть 3. Хибины

В Кировск прибыл 2 августа часов в семь вечера, меня поразил огромный фонтан в пруду на фоне большого темно-красного здания в стиле семидесятых. Один мужик подвез меня до гостиницы «Хибины», расположенной в верзней части города, я там вписался за 350 рублей за сутки и пошел бродить по городу. Город небольшой, компактный, много магазинов, в том числе и круглосуточных. Фабрика на берегу озера Вудъяврчорр еле работала, многие цеха были заброшенными. Горы сначала показались непроходимыми. Вечером наблюдал интересную картину купания местных жителей в небольшом озере. 3 августа, часов в двенадцать, пошел вверх на гору по горнолыжному склону, там поговорил с местной жительницей, которая часто ходит по местным горам. С вершины горнолыжного склона открылся прекрасный вид, а местность, которая казалась непроходимой, оказалась проходимой с трудом, но без особого риска. Реальную опасность представляли обрывы, и не на подъеме, а на спуске. Идешь, и перестаешь видеть землю на 5-10 метров вперед, останавливаешься. А внизу – где 30 метро, а где и 800. Прошел по хребту мимо автодороги и каких-то промышленных сооружений, поднялся на гору Ловчорр, дорога очень грязная. Вообще, сложилось впечатление, что Хибины – скорее промышленные горы, чем туристические, да и пустые, безжизненные какие-то. Обратно мог бы спуститься по горному серпантину на Апатиты, но предпрочел вернуться обратной дорогой в Кировск, на обратном пути увидел какого-то странного рыжего зверька на склоне и слегка поругался с охранниками горнолыжной базы уже внизу. Опять бродил по Кировску, поел местного шашлыка в местной же забегаловке у фонтана, там местный народ тусуется. Время от времени в воздухе, особенно в нижней части города, появляется какой-то едко-сладковатый запах, как мне пояснили – это выбросы апатито-нефелиновой фабрики. Еще мне рассказали, что зимой сюда приезжает много горнолыжников, живут в гостиницах или у кого-нибудь на квартире и катаются на горных лыжах при свете прожекторов, а самый сезон тут в марте, причем многие живут не только в гостиницах, но и у местных, которые охотно сдают комнаты. 4 августа с утра взял у заведующей все координаты гостиницы (код города Кировска 81531, телефоны гостиницы 58901, 58902, 32713, обещали по телефону ответить на все вопросы) и цены на горнолыжной базе (подъемник 40 рублей за раз и 180 рублей в день, прокат лыж от 250 рублей). Потом отправился в Апатиты, в самый северный в стране Ботанический сад сходить так и не удалось. В Апатитах взял билеты на девятичасовой московский поезд, надеялся уехать в три часа, но перепутал расписание. Оставил рюкзак в камере хранения, побродил по городу. Приличной забегаловки не нашел, зато посидел в Интернет-клубе за 20 рублей в час. Экологическая обстановка в Апатитах примерно такая же, как в Кировске. 5 августа, часа в три-четыре ночи в Беломорске в поезд зашла группа туристов, и кто-то из них, как мне показалось, руководитель, заорал на весь вагон: «Уроды, занимаем только крайнюю площадку!». В остальном ночь прошла спокойно.

Часть 4. Карелия

5-12 августа. Отдых в Карелии, неделя относительно спокойная, со стандартной программой - Кивач, Кижи, лес, черника, озеро, русская баня... Потихоньку изучаю программу 5 курса и осваиваю виндсерфинг – это не менее интересно, чем каяк с эскимосскими переворотами! Больше особо рассказать нечего, расскажу лучше о турбазе «Косалма», на которой мой отец 15 лет работал инструктором. Турбаза в 30 километрах от Петрозаводска, на берегу Укшозера с хорошо развитой инфраструктурой (лодочная станция, летние домики, столовая, баня), время ее расцвета пришлось на последние годы советской власти. База организовывала лодочные и байдарочные маршруты летом, лыжные маршруты зимой, при базе действовали зимние приюты. Лодочный маршрут Укшозеро – Кончозеро – Пертозеро – легкая восьмидневная прогулка по живописным карельским озерам, примерно 80 километров по озерам, а в конечной точке путешествия – баня и несколько интерсных пеших экскурсий. Кстати, с баней при большом количестве туристов вечно происходили всякие приколы. Байдарочный маршрут Нелгомозеро – Малая Суна – Сямозеро – Сяпся – Вагатозеро – Шуя – Укзозеро – Косалма был более сложным, но и более интересным. Ночевали в палатках, еду готовили на костре, как в настоящем походе. После маршрута – несколько дней с автобусными экскурсиями по живописным местам Карелии и самодеятельным концертом, и еще была такая традиция – после окончания маршрута всей группой тащили инструктора через всю турбазу и бросали в озеро. На лыжном маршруте не был, сказать ничего не могу, кроме того, что он длился 8 дней, от одного зимнего приюта до другого. Путевки на маршруты распределялись по-советски, через профкомы предприятий, и на маршруте оказывались незнакомые люди. Однако довольно суровые походные условия очень сильно сближали людей, помогали им узнать друг друга, где-то с третьего дня все переходили на «ты», а сколько семейных пар образовалось у отца на маршруте – он не берется оценить даже приблизительно. Обычно процесс сближения и узнавания занимает несколько месяцев, а тут – 8-10-12 дней. Потом российский экономический кризис ударил по турбазе, хотя в самом тяжелом 1992 году это было незаметно, туристов стало чуть меньше, чем раньше, но все равно их было очень много. В 1994 году турбаза еще жила, где-то раз в неделю мертвецки пьяный инструктор выводил на маршрут группу из 5-7 человек. Сейчас остались развалины и запустение. Не знаю, есть ли сейчас где-нибудь что-то подобное...

Часть 5. Продолжение следует?...

Ну что, кто со мной в следующее локальное путешествие? А то в одиночку как-то не очень весело....